?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Вся правда о японцах. После Мураками.
star_wars
sindzidaisya
После выставки Мураками стал делать короткий ресерч по теме и у одного друга вычитал любопытную информацию. Если коротко, то тезисно можно изложить открытие, которое напрашивается само собой: в средние века чувакам было настолько нечего делать в нищей стране, что любое дело превращалось в искусство. Ниже пойдут примеры.
1. Вагаси (wagashi) - сладости из бобов-адзуки, сакуры и т.д. и сахара. Веке в 12м китайцы начали продавать дремучим японцам сахар, но он был очень дорог и был доступен только богатым. А это требовало особой подачи. Уже в 14м веке сахар стал доступен всем, но искусство осталось.



2. Темари (temari) - изначально это были мячи, сделанные из кусков старых кимоно. Выбрасывать даже рваный шелк было слишком жирно, поэтому из них сшивали игрушки для детей. Нити поверх были необходимы, чтобы это добро не развалилось, но мастерицы начали делать с ними паттерны.


3. Васи (washi) - японская бумага. В 7 веке технику представил корейский монах, но тогдашний принц-регент нашел ее сопливой и указал делать бумагу из кустов кодзу, волокно которых японцы уже юзали для тканей. Древесина была слишком дорогой, да и крестьяне умели работать волокно.
Итоговая бумага не боялась воды (книги во время пожаров бросали в колодец) и была очень прочной - ее использовали как прокладку между золотыми листами молотобойцы при производстве потали. Как и всегда в Японии, ремесленники тут ж поделились на несколько школ с цеховыми секретами.
Так как на островах большую часть лесов составляли древовидные кустарники и клятый бамбук, то любая пригодная для строительства древесина была бесценной и использовались любые ее отходы.


5. Мийядайку (miyadaiku) - деревянное зодчество храмов, остальные типы зовутся иначе. В до-португальский период с железом были большие проблемы, поэтому тратить его на гвозди никто не давал. Столяры и плотники сращивали обрезки в огромные балки с помощью системы сложных пазов.


6. Се суги бан (shou sugi ban) - обжиг дерева. Здание мало было построить, его надо было сохранить. Морения дерева японцы не знали, поэтому уплотняли дерево и защищали его от влаги обжигом. Черные стены храмов на фото - не потемневшее от времени дерево, а обожженное. Изобилие "некондиционной" древесины - тонких веток, обрезков - дало начало декоративным техникам.


7. Йосеги-дзайку ( yosegi-zaiku) - тип деревянной инкрустации, зародившийся в период Эдо. Мастера склеивали палочки разных пород дерева так, чтобы получить геометрический рисунок. Потом торец срезался и получались пластины шпона тоньше миллиметра, которыми украшали разные вещи.

8. Кумико (kumiko) - еще одна часть наследия ранней (VII век) Японии. Кумико - сквозные геометрические узоры из дерева, которыми украшали межкомнатные двери и ширмы/внутренние стены. Хороший паттерн должен держаться без клея - только за счет правильно подогнанных деталей.

Где-то в XI веке, с развитием чайной церемонии, произошло деление школ гончарного дела. Она разошлись на ваби-саби-патриотов, китайско-корейских подражателей и примитивистов.
9. Сирагаки (Shiragaki stoneware). Ребята начинали с выпекания черепицы, потом начали делать посуду для крестьян, а подъем им выпал после того как мастер чайной церемонии Мурата Дзюнко сформулировал идею "отчаявшегося стремления" (wabi-suki), где топил за местный продукт.

Все, ясно дело, побежали заказывать. И дела шли отлично, пока не появился некто Сен Рикю, который имел свое видение wabi. Во время строительства дворца Тоетоми Хидееси, он подозвал к себя мастера по черепице и велел ему сделать чашек для церемонии.
10. Раку (Raku earthenware). Мужик сделал - получилась примитивная форма Сирагаки, но покрытая глазурью и обоженная при низкой температуре. Всем очень понравилось, особенно Хидэёси Тоётоми, который пожаловал сыну мастера печать Раку ("удовольствие"), что и стало именем клана.

11. Тенмоку (tenmoku) относится к китайскому фарфору. После того как десять чашек китайцы подарили сёгуну Ёсимицу, японцы загорелись идеей воспроизвести фарфор, окрашенный оксидами железа, чему посвятили себя мастера региона Сето (Seto ware).

12. Кингацу (kingatsu) - направление, выдержанное в философии ваби-саби, где разбитая посуда склеивается с помощью лака и пудры драгметаллов. Это должно отражать идеи того, что повреждения не являются концом службы вещи и все преходяще.


По легенде,одна из чаш-тенмоку пришла разбитой. Разгневался сёгун - и отправил ее назад, пусть китайцы чинят.В каком подвале ремонт происходил неясно, но назад чаша вернулась с железными скобами поперек трещин.Опечалился Ёсимицу и велел японским мастерам найти иной способ ремонта.
13. Сикко (shikko) - лаковые изделия. Начиная от предметов обихода и заканчивая картинами. Мастера тут были или ловкие, или мертвые - лак был ядовит вплоть до момента высыхания. Тут миллион направлений, лучше посмотрите на красивое лаковое инро.

14. Ва-росоку (wa-rosoku) - непарафиновые свечи ручной работы. В то время как в Европе народ топил жир и пчелиный воск, японцы не могли позволить ни того, ни другого. Они мололи орехи воскового дерева и грели в чанах, выделяя древесный воск. Вместо фитиля использовалась палочка бамбука, обернутая бумагой и волокном, на которые потом слой за слоем наносился воск. Их достоинство в том, что на эти свечи почти не влияет ветер.
Но даже их простой народ не мог позволить себе до XV века.



promo sindzidaisya october 20, 2014 16:26 10
Buy for 20 tokens
Статуя, действительно, занесена в книгу рекордов Гиннеса, ее высота 100 метров, а с постаментом в форме лотоса - 120 метров. Это самая высокая статуя Будды в мире, построенная в 1995 году, и, кстати, она в два раза выше статуи Свободы в Нью-Йорке. Находится она в парке Аркадия города Усику (или…

  • 1
Очень интересно... Спасибо!

Спасибо! Очень интересно написано. Мийядайку напомнило рубку "в обло" или "в лапу" при строительстве архангелогородских храмов "без единого гвоздя".

  • 1