Previous Entry Share Next Entry
Мальта. Богатства рыцарей-госпитальеров и линия Котонера.
star_wars
sindzidaisya

Ни в чем ином так не проявилось могущество, богатство и сила рыцарей ордена святого Иоанна, как в оставленных ими после себя исполинских фортификационных укреплениях Мальты и бесчисленных роскошных барочных соборах. В те времена надо было иметь поистине бездонный кошелек, чтобы построить все это великолепие. Сейчас, конечно, золотом и крепостью стен уже не меряются, но тогда это говорило о могуществе хозяина лучше всех писаных или сказанных слов. Причем, в стенах Валетты это свойство настолько явно проявляет себя, что невозможно себе представить, как это удавалось в таких масштабах в те времена в маленькой стране, не имевшей ни колоний, ни природных богатств. Один лишь главный собор Валетты, кафедральный собор святого Иоанна производит неизгладимое впечатление.

1. Здание собора кажется небольшим, но это оптический обман из-за того, что оно зажато домами и находится в лесах. Но войдя внутрь, понимаешь, насколько онго огромно и состоит из массы помещений и корпусов, а в общем объеме занимает целый квартал. Хотя сам собор и на ремонте и наполовину закрыт строительными лесами, все довольно чисто и аккуратно, и такого безобразия, с грязью и размахом нерадивых строителей, как у нас, тут нет.

2. Вход в собор-музей платный, причем здание собора действующее, здесь проходят мессы и тогда часть собора или весь собор закрывается для туристов. Тут висит даже расписание месс, чтобы туристы могли составить себе расписание, чтобы не терять времени. Не знаю, как летом, но зимой народу явно меньше, и никто никому не мешает. Разве что толпы экскурсантов, блуждающие волнами во главе со своими поводырями могут раздражать. Билет стоит 10 евро. Сперва показалось очень дорого, думаю даже: ну и рвачи они тут. Но после выхода из собора, наоборот, понял, что это еще дешево, за такой объект в других местах берут гораздо больше.

3. Сразу бросаются в глаза две вещи: это роскошь собора, внутри богато украшенного и покрытого немыслимого масштаба позолотой. И второе, мимо которого невозможно пройти: все богатые и знатные вельможи, рыцари и чиновники ордена с тех времен и до сих пор хоронятся прямо в полу собора (в других соборах то же самое). Ты буквально ходишь по роскошным мраморным надгробиям усопших, больше того, на них ставят стулья и сидят во время богослужений. Никого не смущает, что мертвых попирают ногами. Это даже приветствуется, как назидание, что перед смертью все равны, и самые знатные вельможи рано или поздно обращаются в прах под ногами.

4. Каждая капелла поражает своими немыслимыми украшениями и вызывающей роскошью. Это неудивительно, пожертвования в собор текли рекой столетиями, госпитальеры были богаты, а каждый новый великий магистр при избрании обязан был пожертвовать в собор какую-нибудь драгоценность или произвеление искусства. Причем, как известно, часть драгоценностей была вывезена из собора Наполеоном, хотя госпитальеры в период оккупации Францией сумели припрятать главные сокровища и потом вернули на место. Каждая капелла украшена госпитальерами из одной определенной страны и посвящена этой ветви своего ордена: капелла Италии, капелла Франции, капелла Прованса, капелла Оверни, капелла Арагона, капелла Кастилии и т д. Весь пол тут тоже сложен из роскошных мраморных надгробных плит почетных захоронений. На каждой плите гербы ордена и похороненного вельможи, девизы на латыни и т д.

5. Замечу, что сам собор был построен после Великой осады в 1670-х годах и перестроен великим магистром Котонером сто лет спустя, когда интерьер был декорирован заново, в согласии с царившим в Европе барочным стилем. Тогда же известный итальянский художник Маттеа Прети расписал своды и купол собора картинами из жизни святого Иоанна Предтечи. Но не только он участвовал в оформлении собора. В соборе хранятся в отдельном помещении - Оратории - две картины великого Караваджо. Фотографировать там строжайше запрещено, и картины тщательно охраняются. Причем, хотя Караваджо известен своими небольшими картинами, его работа "Обезглавливание Иоанна Крестителя" просто огромна, потому что задумывалась как главный заалтарный образ. Картина гениальна, ее можно разглядывать часами, особенно сейчас, когда в соборе мало туристов, а напротив нее специально поставлены скамейки. Что интересно, работа Караваджо совершенно не походит на традиционные католические картины, это чисто бытовой сюжет, довольно мрачный и кровавый, и поначалу его работа была оценена весьма низко. Хотя Караваджо пригласили на Мальту именно как уже зарекомендовавшего себя мастера, и даже приняли в ряды рыцарей, но вскоре за буйное поведение и разврат его изгнали и из ордена и с Мальты. Когда он погиб в 1610 году, отношение к нему переменилось с точностью до наоборот, как это бывает со многими великими художниками. Мальтийцы стали гордится тем, что он был в рядах госпитальеров, а картины Караваджо были признаны величайшими его шедеврами (так и есть) и выставлены в отдельном помещении собора как великая святыня.

6. Хотя зимой туристов мало, но все-таки они есть, и могут раздражать своим гомоном. Можно лишь избегать их, вооружившись аудиогидом. Я бы даже советовал его брать, чем ходить на экскурсию с толпой, так как есть дикторский текст на русском языке, и рассказ искусствоведа весьма любопытен, его можно прогнать по несколько раз.

7. Центральное кадило.

8. Алтарь украшен традиционной статуей Христа и содержит самый большой орган на Мальте. Замечу, что в свое время декор в капеллах был частично изменен, когда на рубеже 19-го века французы сочли его слишком роскошным для церкви, и сняли многие украшения. После этого панели на стенах изменены в сторону большей стилизации и простоты узоров.

9. Собственно говоря, мы видим это упрощение на стенах капеллы франции, где похоронен брат французского короля Луи-Филиппа, умерший тут на Мальте. Вообще, все капеллы являются усыпальницами великих магистров и августейших персон, хотя первые семь магистров ордена, включая самого де ла Валетта, похоронены за алтарем.

10. Некоторые надгробия столь массивны, что занимают всю стену капелл. Поэтому их перестраивали, подгоняя под масштаб захоронений. Самые внушительные надгробия относятся к 17-18 веку, в период процветания Мальты.

11. Каждое захоронение видимо, должно подавлять своей мощью и говорить и могуществе и успехах великого магистра. Хотя сейчас это не имеет никакого значения, за исключением некоторых из них.

12.

13. Довольно сложно сказать сейчас, чем знамениты эти могущественные прежде люди, хотя информация об их деяниях легко найти в книгах. Но есть некоторые обстоятельства, касающиеся непостедственно истории отношений мальты и нашей страны в прошлом. И это весьма неожиданно.

14. Над центральным порталом виден балкон, с которого каждый магистр, вступая в должность, произносил первую чечь. Но нам интересы фрески Маттео Прети, которыми расписаны его своды. среди них есть одна, изображающая Мальту в образе богини Победы, попирающей врагов Мальты. Двое из поверженных врагов вполне определенно изображают мусульман Османской империи, но третий побежденный враг Мальты своим видом и прической - стриженой головой с чубом, удивительно похож на типичного запорожского казака. И это не иллюзия зрения.

15. Более удивительное открытие ждет возле надгробия великого магистра Николаса Котонера, испанца по происхождению, правившего Мальтой с 1663 года по 1680 год. Вслед за своим братом Рафаэлем, бывшим великим магистром перед ним, только недолго, он перестроил и украсил собор святого Иоанна Крестителя, он же построил Мальтийские укрепления, в частности т н линию Котонера, вообще считался одним из самых успешных и могущественных правителей Мальты, защитивших ее в период последней экспансии турок-османов, наседавших тогда на Балканы и Австрию. Мальта в то время подвергалась атакам пиратов, наускиваемых и финансируемых турками, и фигуры побежденных мальтийцами пиратов - типично триумфальное изображение победителя и побежденных - украшают надгробие Котонера, изготовленное знаменитым скульптором Доменико Гвиди.

16. Но если в фигуре справа мы сразу угадаем африканского разбойника (напомню, что Мальта расположена совсем недалеко от Африки, и берег Туниса в 80 км южнее ее побережья), то слева мы видим все того же запорожского казака.

17. Вопреки школьным представлениям, что запорожские казаки вместе со всей Украиной залючили союз с Россией в 1654 году, на самом деле казачество Сечи практически весь 17-й век было союзником Турции и в качестве ее наемных пиратов непрерывно устраивало рейды на Мальту. Именно их победителем и был Котонер. Сама Украина тоже отнюдь не была под властью России до начала 18-го века, и скорее выступала против нее в союзе то с Турцией, то с европейскими государствами. Так что ничего удивительного, что казаки были одними из главных врагов Мальты во второй половине 17-го века, но и не удивительно, что их победителем был Котонер. Он вообще считается одним из великих дипломатов и военных стратегов Мальты. Кстати, благодаря ему в 1674 году на Мальте открылась лучшая в Европе школа анатомии и медицины, размещенная в Святой Инфермерии, о которой я уже рассказывал.

18. Помимо Караваджо, в музее при соборе, который ранее был его сокровищницей, находятся дорогостоящие гобелены, картины Рубенса, Николя Пуссена и других великих художников. И вся эта немыслимая роскошь теперь доступна для обозрения.

19. Продолжая историю Котонера, замечу, что вокруг Валетты и лежащей напротив нее Витториозы протянулась линия мощных бастионов, названная линией Котонера. В Витториозу попасть сквозь нее можно только через ворота, названные воротами Нотр-Дам.

20. На фронтоне ворот находится бюст Котонера, повторяющий его изображение в соборе, и доска, ему посвященная.

21. Мощные стены бастионов Котонера сохранились в неприкосновенности, и практически не пострадали во время войны. Сложены они столь качественно, что несмотря на, очевидно, незначительный уход, хорошо сохранились.

22. Изнутри ворота выглядят еще более неприступно. Наверх можно подняться по внутренней лестнице. Наверху, на третьем ярусе ворот находится музей укреплений Валетты, однако он был закрыт, причем, как следует из объявления, посещение его надо заказывать заранее. И это не единичный случай на Мальте, когда поход в какие-то интересные места приходится откладывать, т к туда существует только предварительный заказ.

23. За воротами находится огромный зеленый проспект, названный улицей Котонера. Отсюда открывается вид на историческую застройку Валетты 200-300-летней давности.

24. Для проезда машин часть стен бастионов срезана, и сверху хорошо видна толщина укреплений.

25. Укрепления и бастионы продолжаются далее, окружая проход к Витториозе и соседней Сенглее. Причем это не единственная линия бастионов вокруг них.

26. Заметно, что камни не очищают столь тщательно, как в Валетте, но тем не менее, они в великолепном состоянии. Вот что значит, строили на века.

27. На некоторых стенах можно заметить следы от пуль и снарядов, оставшихся от боев, проходивших тут в течение последние 400 лет. Т е тут отметились и пули пиратов, и французов, и англичан, и немцев во Второй мировой войне. И все равно они стоят незыблемо, как и раньше.



promo sindzidaisya october 20, 2014 16:26 10
Buy for 20 tokens
Статуя, действительно, занесена в книгу рекордов Гиннеса, ее высота 100 метров, а с постаментом в форме лотоса - 120 метров. Это самая высокая статуя Будды в мире, построенная в 1995 году, и, кстати, она в два раза выше статуи Свободы в Нью-Йорке. Находится она в парке Аркадия города Усику (или…

  • 1
да, мощно.
А фигуры побеждённых казаков (иногда это янычары) по всей Европе встречаются...

Янычары же были славянами и европейцами по происхождению. Но это не суть.

не только, грузин брали, например

Вряд ли это янычары, так как у этих оселедец - хохол. А янычары, во-первых, брили голову совсем, а во-вторых, они как и все турки и мусульмане изображены отдельно и рядом, в чалмах, чтобы не перепутали.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account