?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Почему ограничен доступ в Сен-Шапель, построенную на награбленные у евреев деньги?
star_wars
sindzidaisya

Продолжу рассказ на основе фотографий из архива 3-летней давности. Наверное, многие видели на фотографиях центра Парижа (а некоторые и вживую, выходя со станции метро "Сите") высоченный шпиль самой знаменитой часовни Парижа - Сен-Шапель. Самое любопытное в том, что доступ в знаменитый архитектурный памятник весьма ограничен, поскольку он спустя много веков оказался соединен со зданиями Министерства Юстиции и Дворца правосудия, а также старой тюрьмой Консьержери. Ограничения, вызванные мерами безопасности из-за работающих по соседству главных правоохранительных и юридических органов Франции, сейчас вообще доходят до сумасшествия. Сен-Шапель явно не повезло, сюда не пропускают при доставке в Дворец правосудия известных преступников или террористов, а когда доступ открыт (цена билета 9 евро), то отбирают все вещи и металлические предметы. Это не случайно, власти всерьез опасаются, что при известной ловкости злоумышленники или сообщники преступников могут попытаться проникнуть в другие здания и выкрасть обвиняемых или пронести оружие и организовать теракт. Неудивительно, что Сен-Шапель сама находится под вечным арестом. Такова судьба шедевра, построенного по приказу Людовика Святого в 1248 году и бывшего частью королевской резиденции, находившейся по соседству. Но если вдуматься, вполне заслуженная.

1. Людовик Святой хотя и был в жизни человеком незлобивым и до сих пор всячески восхваляется за это католической церковью, как только речь заходила о евреях, сразу делался свирепым "аки лев". Став в 1226 году королем после быстро умершего отца, тоже Людовика, и долго правившего перед ним деда Филиппа-Августа, весьма расчетливо настроенного к еврейскому неселению Франции (при том, что папы как раз в это время всячески проклинали и воздвигали на евреев гонения), он совершенно не собирался давать им впредь никакого спуску. Не дорожа земными благами, как его предшественники, он всегда был рад гнать евреев во славу христианства, даже если это приносило немалый ущерб экономике и казне. Больше всего на свете он боялся влияния иудеев на христиан и советовал мирянам никогда не разговаривать с иудеями вообще, а особенно о вопросах веры. Поводом стал известный всей франции случай. В Клюни (аббатство на противоположном от Сите берегу Сены) проходил диспут между раввином и монахами. Случайно оказавшийся в монастыре рыцарь встрял в спор и спросил раввина: верит ли он, что Дева Мария была матерью Бога. Раввин ответил, что нет. Тогда рыцарь, не долго думая, ударил раввина палкой по голове. Раненого унесли едва живого. Узнав об этом победном окончании диспута для христиан, Людовик сказал: "Пусть с евреями спорят только священники, мирянин же, слыша хулу на веру христианскую, должен защищать ее мечом, вонзая его в тело богохульника, насколько влезет". Своими последовательными гонениями и неистовым грабежом евреев Людовик совершенно расстроил финансы страны и торговый оборот, а заодно и вызвал бурный рост христианского ростовщичества, грабившего должников гораздо сильнее, чем евреи-банкиры (в их отношении действовал королевский запрет подниматься в начислении годовых процентов выше определенной планки, тогда как христиане-ростовщики были ничем не ограничены). В 1247 году король отправился в бедственный крестовый поход, предварительно ограбив богатых евреев, но вернувшись из похода, разорившего страну, принялся за другие сумасшедшие эксперименты над евреями, в частности, аннулировал все проценты по долгам и велел евреям их немедленно выплатить в казну и т д. На все эти деньги Людовик возвел часовню Сен-Шапель, которая должна была стать тщательно охраняемым реликварием - хранилищем для реликвий и святынь, награбленных им во время крестового похода или выкупленных на востоке. Часовню построили быстро, она стала частью дворцового комплекса. Главной святыней часовни стали терновый венец Христа, часть креста Христова, гвозди распятия и наконечник пронзившего его копья. Усомниться в подлинности принесенных с великим торжеством в часовню святынь никто не посмел.

2. Надо сказать, что часовня была действительно, архитектурным шедевром, с великолепными витражами, интерьерами и статуями. Стоимость строительства в итоге колебалась вокруг цифры в 40 тысяч ливров. Это невероятная сумма по тем временам, например, стоимость строительства графского замка составляла тогда же примерно 1200-1500 ливров. Сделка с восточными купцами при выкупе реликвий обошлась Людовику еще в 135 тысяч ливров. Все это было сделано на деньги, награбленные у евреев, но и казна была совершенно истощена. Впрочем, король верил, что траты не напрасны. Он считал, что реликвии охраняют его страну и его самого. Обложившись реликвиями, он отправился в новый крестовый поход, где и сгинул в 1270 году. Его тело было выварено в чане, а кости возвращены в Париж. Во время Французской революции в 1789-95 гг Сен-Шапель была полностью разгромлена, все святыни были уничтожены, мебель сожжена, витражи выставлены, а в помещении был устроен архив. Только в 1830-х годах часовню отреставрировали. Но она уже стала частью Дворца правосудия, и доступ туда был весьма ограничен.

3. Дворец правосудия сохранился с королевских времен в  неизменном виде, даже когда королевская резиденция давно переместилась в Лувр, а затем в Версаль. Он практически загораживает вид на Сен-Шапель, и ни с одной точки уже невозможно обозреть часовню свободно и беспрепятственно. Сейчас невозможно понять то, что было ясно видевшим ее средневековым парижанам: формой она напоминает ларец, предназначенный для хранения религиозных святынь - реликварий. Больше того, легкость и воздушность конструкции здания обеспечивалась использованием для крепления каменных блоков металлическими связками и элементами, что было непривычно для готической архитектуры (железобетон появился только в 19-м веке). Часовня разделена на 2 яруса. Нижний, более приземистый, предназначен для гвардейцев, охранявших дворец и сокровищницу, верхний, высокий с витражными окнами - сама часовня с реликвиями.  Именно эту часть и можно хорошо разглядеть из-за стен Дворца правосудия.

4. Собственно, напротив нее тогда же начал строиться собор Парижской богоматери. Сейчас это трудно представить, так как здания разделяют несколько кварталов многоэтажных домов, но тогда они были доминантами местности и возвышались над всем средневековым Парижем, как два океанских лайнера в бухте среди рыбацких лодок и катеров.



promo sindzidaisya october 20, 2014 16:26 10
Buy for 20 tokens
Статуя, действительно, занесена в книгу рекордов Гиннеса, ее высота 100 метров, а с постаментом в форме лотоса - 120 метров. Это самая высокая статуя Будды в мире, построенная в 1995 году, и, кстати, она в два раза выше статуи Свободы в Нью-Йорке. Находится она в парке Аркадия города Усику (или…