sindzidaisya (sindzidaisya) wrote,
sindzidaisya
sindzidaisya

Category:

Питер. Царь-жопа.


Проходя по Миллионной улице в самом центре Петербурга, - от Эрмитажа рукой подать, - неожиданно наткнулся на знаменитый памятник Трубецкого во дворе Мраморного дворца. Памятник этот был с самого начала чрезвычайно скандальным, царя Александра Третьего и при жизни не любили. А когда поставили этот памятник, то все сочли его самой точной карикатурой на покойника, давившего свободную жизнь в России тяжелым полицейским сапогом. Как ни странно, главным заказчиком и приемщиком памятника была царская семья. Хотя брат покойного князь Владимир Александрович, увидев модель памятника, резко выступил против, точно назвав его злой карикатурой на брата. Но вдовствующая императрица настояла на его установке. И это при том, что сам скульптор Паоло Трубецкой, кстати, итальянец по происхождению, носивший фамилию отца-эмигранта, князя Павла Трубецкого, и даже по-русски плохо говоривший, которому заказали памятник, к заказчикам относился с презрением и не собирался заискивать перед ними. Он прямо сказал про эту работу: "Моя цель - изобразить одно животное на другом". А для изображения царя он выбрал натурщиком фельдъегеря Пустов, грузного, толстого и обрюзгшего от алкоголя. И несмотяр на все это, работу ему не только позволили довести до конца. Причем в 1906 году Трубецкой уехал из опротивевшей ему России, памятник все равно изготовили и торжественно открыли в 1909 году на Знаменской площади перед Московским вокзалом.


При открытии памятника, несмотря на торжественные марши и церемонии, все образованное общество безошибочно углядело карикатурность изображенного императора и встретило его нескрываемым хохотом. Репин в минуту, когда было сдернуто покрывало с памятника, закричал во весь голос: "Верно! Верно! Толстожопый солдафон! Тут весь он и все его царствование!". Публика бешено апплодировала. По университетами и редакциям тут же пошла гулять эпиграмма: "Третья дикая игрушка для российского холопа: был царь-колокол, царь-пушка, а теперь еще царь-жопа". "Очень смешной, нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом... особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный зад без хвоста. Кругом масса народа, смех, очень меткие и иронические замечания..." - писал об открытии памятника Кустодиев. Ложадь и в самом деле без хвоста...

Так зачем же они открыли его, эту карикатуру на самого себя? Занимались самобичеванием? Да нет, скорее просто ослепли в своей глупости. И сами ничего не поняли, и думали, что никто ничего не поймет. И вот их нет уже сто лет, а памятник остался. Его не уничтожили, как прочие памятники царям, а просто перенесли туда, где он должен быть - во двор Русского музея. Потом - во двор Мраморного дворца, ставшего частью Русского музея. В 2013 году наш одиозный министр культуры Мединский предложил вернуть его обратно на площадь к Московскому вокзалу. Но даже питерский закс решил, что это уже слишком - ставить посреди города на всеобщее обозрение карикатуру на верховную власть.
Tags: Питер, искусство, история, памятники
Subscribe
promo sindzidaisya july 22, 2019 11:21 5
Buy for 20 tokens
Пожалуй, повторю тут этот пост от ноября 2016 года, по теме, ставшей вновь неожиданно актуальной. Много лет приходилось мне ходить и проезжать мимо маячившего на берегу Москвы-реки возле железнодорожной платформы известного на всем юге Москвы Заводе Полиметаллов, но только сейчас стало известно,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments