sindzidaisya (sindzidaisya) wrote,
sindzidaisya
sindzidaisya

Оскар - 2016. "Игра на понижение".


Итак, еще один фильм,получивший сегодня ночью "Оскара" за лучший сценарий. Производственная драма про кризис 2008 года несколько отличается от других фильмов на аналогичную тему. “Предел риска” и другие фильмы рассказывали в основном о крахе нескольких банков глазами сотрудников самих банков. Персонажи были картонными, зато события описывались весьма бодро и романтично. Запредельная романтизация профессии финансиста представлена в "Волке с Уолл-стрит", где романтика доведена до гротеска и жесткой самопародии. Разумеется, это имеет такое же отношение к реальности, и смотреть картину без смеха практически невозможно.
В "Игре на понижение" (Big Short) нам, наконец, подана история людей, а не сделок. С одной стороны мы видим лощеных засранцев из главных инвестиционных банков, с другой мы видим парней из хедж-фондов. Парни из хедж-фондов неформатны для работы в системе, поэтому работают в своих маленьких группах, даже если под крылом больших банков.

Ярких образов в фильме достаточно. Нельзя сказать, что в инвестбанках сплошные унылые клерки, а трейдеры хедж-фондов сплошь финансовые панки. Линия водораздела проходит по другому признаку — по экологичности отношения к тому, чем занимаешься.
И тут выясняется, что большинство банков парят фуфло ради денег и денег очень хороших. "Удивительно, что они во всем признались. Они не признались, они этим гордятся" — фразу о продавцах закладных можно отнести к сейлз-менеджерам практически всех банков, особенно работающих с ипотекой. Потоки бабла, сделанного на лохах, обеспечивает всю атрибутику красивой жизни: тряпки, цацки, чики, попсовое музло и прочее. Улыбчивый управляющий директор в дорогом индпошиве не скрывает своего снисходительного отношения к Марку Боуму из небольшого хедж-фонда. Татуированного работягу с его семьей вся финансовая система считает баранами, которых надо стричь и стричь. В общем, так оно и есть, и не только в Америке, но еще в большей степени и в России.
Другая группа — оппортунисты из хежд-фондов. Один из самых ярких — персонаж Бреда Питта. Бывший трейдер, одержимый теорией заговора, сделавший свои миллионы и ушедший на пенсию в леса Колорадо подальше от неэкологичных бизнесов и людей. Нет ГМО продуктам, нет биржевой торговле, которую он, кстати, прекрасно знает и умеет делать, что было видно по сцене продажи свопов в деревенском ресторане. Для него никаких иллюзий в мошеннической работе инвестбанков давно уже не осталось.
Оппортунисты выявили искажения в финансовой системе, сделали ставки на скорый обвал. Дальше началось нечто — цены не менялись до последнего из-за заговора инвестбанков, эмитировавших финансовые продукты для хедж-фондов. Нервное напряжение и без того не самых флегматичных людей органично озвучивается рок-музыкой. Да, именно так — попса в сценах с инвестбанкирами, рок-музыка в сценах с трейдерами хедж-фондов. Нервное напряжение показано как через актерскую игру, так и через музыкальное сопровождение — heavy metal.
Да, за кризис всегда платят простые люди, которых нам показали при обходе домов должников. Работяга с двумя детьми, учителя, врачи и т.д… В России валютные ипотечники, которым теперь все тыкают в морду, что надо было читать мелкий шрифт договоров. А ведь фокус несколько сложнее, чем кажется. Финансовая система — как команды карточных катал, на южных пляжах обувающих лохов. Продавец финансового продукта находится в состоянии асимметрии информации по отношению к потребителю. Продавцу по определению известно о финансовом продукте больше, чем он готов раскрывать в конечном итоге. Если бы российским валютным ипотечникам подсовывали не кредитный договор в валюте, а кредитный договор в рублях и отдельно контракт на валютный своп. И чтобы в контакте на своп разъяснялось, что это финансовый дериватив, инвестиции в который связаны с существенными рисками вплоть до неограниченных потерь капитала держателем инструмента. В такой конструкции обычные люди с рублевыми доходами брали бы ипотечные валютные кредиты? Сильно сомневаюсь.
Или более сложно. Если бы Марк Боум понимал, что через Дойчебанк фактически делает ставку против своего собственного банка, как бы он поступил? Опять-таки асимметрия информации.
В целом все финансовые рок-н-ролльщики в фильме оказались в странной ситуации, когда рынок валился, а банки продолжали жить, будто ничего не происходит. Разумеется, делалось это в расчете на быстрый отскок, который в итоге и случился, но по дороге финансовая система пожертвовала Золотому Тельцу несколько банков. Даже итоговые суперприбыли не принесли удовлетворения героям.
Ну, а избыток денежной массы надувает новые пузыри: сегодня хай-тек, завтра ипотечные закладные, послезавтра Китай, потом еще что-то. Часть избыточной денежной массы стерилизуется индустрией роскоши и премиальных товаров и услуг. Праздник продолжается.
Tags: деньги, искусство, кино
Subscribe
promo sindzidaisya july 22, 2019 11:21 5
Buy for 20 tokens
Пожалуй, повторю тут этот пост от ноября 2016 года, по теме, ставшей вновь неожиданно актуальной. Много лет приходилось мне ходить и проезжать мимо маячившего на берегу Москвы-реки возле железнодорожной платформы известного на всем юге Москвы Заводе Полиметаллов, но только сейчас стало известно,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments