sindzidaisya (sindzidaisya) wrote,
sindzidaisya
sindzidaisya

Categories:

Венецианские церкви времен чумы. Санта-Мария делла Салюте.


Эта церковь с двумя куполами, которая стоит на набережной Большого канала в районе Дорсодуро почти напротив площади Святого Марка, видна практически отовсюду. Самое замечательное, что это одна уникальная барочная церковь на фоне бесконечного ряда готических вариаций, наполняющих главные острова Венеции. Как водится. после каждой эпидемии чумы, уносившей по сто тысяч населения, благодарные венецианцы воздвигали помпезные храмы в честь высших сил, совершихших то, к чему оказались неспособны врачи. Ну, вот эта самая примечательная из всей этой серии.


Ну, вот таков ее общий вид, и с этого ракурса очень хорошо заметна ее странная архитектура. Но сперва немного истории. В 1630-31 годах в Венеции бушевала очередная эпидемия чумы, занесенная с материка. Как ни старались венецианцы защитить себя от эпидемий (окружающие острова использовали в качестве карантинных лагерей), рано или поздно инфекция попала в город. Надо учитывать, что в то время о существовании микробов еще не знали, и единственным предположением о катализаторах эпидемии считали отравленный воздух. Все это закончилось довольно плохо, потому что больных не только не лечили, но и вообще не соблюдали правил гигиены. Защитой почему-то полагали горящие костры, очищающие воздух, и ношение масок с длинными носами, в которые вставляли фильтры, т н маски "чумных докторов". Ну, понятно, какой это было защитой от чумы на самом деле.

Эта чума унесла около ста тысяч жизней была одной из самых страшных эпидемий в истории Венеции. В 1631 году эпидемия внезапно закончилась - просто был выбран процент всех чувствительных к бактерям и остались люди, обладавшие повышенной резистентностью или имевшие прививку в виде легкой инфекции. Умерло больше трети населения города, и спасшиеся горожане решили построить на Дорсодуро храм благодарности Деве Марии, который так и назвали Санта-Мария делла Салюте, т е Дева Мария Исцеляющая.

В 1631 году архитектор, очень молодой тогда Бальтазар Лонгена спроектировал и после одобрения Советом и дожем, начал строительство храма победы над эпидемией. Набережная не могла выдержать такого массивного сооружения, и чтобы собор не сполз в море, в фундамент было забито более 1 миллиона (!!!) балок. Из них 100 тысяч было забито в дно канала вокруг набережной собора.

То есть сейчас мы видим одно из самых укрепленных в истории Венеции сооружений. Ни одно из окружающих его зданий не может похвастаться такой устойчивостью.

Несмотря на то, что в трате средств не скупились, строительство собора заняло более полувека, и тянулось почти до самой смерти архитектора, до 1891 года. Освящен собор был уже после его смерти. Лонгена был похоронен тут же, в своем главном сооружении, прославившем Венецию. Тут же сооружен алтарь по его собственному проекту.

Собор, в самом деле, необычен, и стал визитной карточкой Венеции, потому что ни один самый   известный, открыточный ее вид, без него не обходится.



Собор был построен в форме восьмигранника, что нарушало тогдашние правила строительства церквей, но зато позволяло встроиться в среду и не занимать слишком большую площадь и без того узкого острова.

Собор удалось впишнуть без особого разрушения окружающих зданий, и если сейчас обойти площадь вокруг храма, то можно заметить, насколько отличаются от него по возрасту все остальные дома вокруг.

Над главным залом собора сооружен один огромный купол высотой 60 метров, над алтарем второй, поменьше. Вход в собор был оформлен в виде Триумфальной арки традиционной классической архитектуры. чего прежде не было в  Венеции, а остальные грани восьмигранника изображали стены и элементы той же арки.

В соборе шесть огромных капелл, это легко сосчитать по элементам конструкции снаружи. Все строго симметрично, и бросается в глаза тщательная проработка замысла, в отличие от прежних, средневековых конструкций. Это был век торжества рациональности, разума и точных рассчетов, идей Френсиса Бэкона и вычислений Паскаля. И первый опыт такой архитектуры в Венеции.

Это сильно контрастировало с принятыми в Венеции прежними архитектурными нормами. Но считалось, что даже в этом разум победил чувства.

До сих пор хорошо видно, насколько отличается остальной мир от этого собора, особенно на фоне проплывающих до сих пор гондол с пассажирами.

Переулки вокруг собора совсем скромные, и только подчеркивают его мощь.



А с другой стороны к нему подходит близко мост Академии, построннный через 150 лет. Но это совсем иная эпоха, когда Венецию временно победил Наполеон.
Tags: Венеция, архитектурная среда, история, фото, храмы
Subscribe
promo sindzidaisya july 22, 2019 11:21 5
Buy for 20 tokens
Пожалуй, повторю тут этот пост от ноября 2016 года, по теме, ставшей вновь неожиданно актуальной. Много лет приходилось мне ходить и проезжать мимо маячившего на берегу Москвы-реки возле железнодорожной платформы известного на всем юге Москвы Заводе Полиметаллов, но только сейчас стало известно,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments