
Собственно, речь пойдет не столько об этом фильме, который, благодаря умелой пиар-компании "от противного" все уже посмотрели, сколько об устоявшейся тенденции в американском кино. Бессмысленно перечислять обнаруженные героиней у ее возлюбленного Кристиана Грея, ("серого"), молодого мультимиллиардера и гениального финансиста - кстати, эта его черта никак не отражена в фильме, - признаки одержимости БДСМ. С первых минут фильма (и книги) ясно, что главный персонаж - полный псих, социопат и крайне опасная личность, но, как и героиню в картине, так и многих в реальной жизни, такие люди просто притягивают, как мух на липучке. По мне, и герой, и сюжет довольно банальны, предсказуемы и неинтересны, гораздо интереснее и глубже то же явление показано в книге Эллиса и фильме по ее мотивам "Американский психопат". Читавший ее сразу поймет, о чем я.
Но речь о другом. Нет более благодатной темы в американском кино, как изображение психа и полоумного социопата, такие роли позволяют показать характер героя и его окружения всегда в экстремуме, да и закрутить историю любыми поворотами благодаря его сумасшествию. Главные герои всех кассовых фильмов - "Человек дождя", "Я - Сэм", "Молчание ягнят" , бесчисленные саги про маньяков типа "Пятница 13" или "Поворот не туда", недавние "Игры разума", новейшие "Игра в имитацию" и "Бёрдман" - психи и социопаты разной степени тяжести. Начиная с хичкоковского "Психо", сделавшего шизофреника классическим и шокирующим "темным героем" кино, эта тема остается неизменно выигрышной. Не углубляясь в подробности, замечу, что подобный феномен влияния "темной личности" персонажа на публику давно был описан Фрейдом и его последователями, и имеет вполне научное объяснение. Странно другое - при всей известности этого явления в мировом кино, он практически обойден в советском/российском кинематографе. Проще говоря, наши кинодеятели не любят психов, хотя знают, что это гарантирует им успех. На ум приходит разве что рязановский "Берегись автомобиля", где герой хоть и не псих, но явный социопат, пусть и добрый; ну, и балабановский "Груз 200". И все. Либо этот феномен является признаком самоцензуры, либо отражает тот факт, что наше общество само по себе настолько психически неустойчиво, что показывать ему в зеркале самого себя - значит, продуцировать непредсказуемые последствия.
Journal information