sindzidaisya (sindzidaisya) wrote,
sindzidaisya
sindzidaisya

Categories:

О Хижине

Опасности и благословения

Два события глобальной общественной жизни в Соединенных Штатах произошли в 2008 году. Избрание Барака Обамы президентом США и выход книги Уильяма Пола Янга «Хижина». Об этом феномене, который почти был незамечен сперва в России и только теперь докатился сюда, следует подробно поговорить.
Сразу оговорюсь, что книга мне очень понравилась, тем более что таких сейчас выпускается крайне мало, а если и выходят, то в основном бесталанные поделки, тем более, что после Клайва Льюиса, писавшего в том же жанре христианской фантастики, что и написана «Хижина», мало авторов, способных ясно изложить Евангелие в жанре современной фантастики на языке неверующего человека. Во всяком случае, книга пользуется бешеной популярностью у всех категорий читателей, и на сегодняшний момент продано более десяти миллионов ее экземпляров, во многих церквях она обязательна для прочтения. А совсем недавно по ней начали снимать художественный фильм в Голливуде.
Тем более, неудивительно, что с момента выхода книги она встретила как восторженные отзывы, так и крайне отрицательные оценки, многие богословы и проповедники прямо называют ее небиблейской а то и антибиблейской , обвиняя автора во всех смертных грехах. В этих обвинениях следует разобраться, тем более тем, кто еще будет читать ее или прочитал и мучается вопросами относительно ее содержания.
Автор книги, миссионер, переживший большую трагедию в своей жизни, рассказал другу историю своего опыта духовного исцеления, которую тот изложил художественным, достаточно красивым литературным языком. Мне кажется, ее так и следует понимать, подобно тем книгам Клайва Льюиса или ему подобных авторов, которые хоть и излагают Евангелие, но в метафорической или образной форме, подобно художникам Возрождения, писавшим подчас немыслимые сюжеты из библейской жизни даже на взгляд современного богослова.
Первое обвинение, которое бросают автору книги, собственно, и заключается в том, что он изобразил Бога-Отца в человеческом образе, и для консервативных богословов это немыслимо и неприемлемо, поскольку Бог в Библии образа не имеет, видим только Иисус. Правда, в книге Иезекииля и Даниила Бог предстает в образе сидящего на престоле, но когда в Хижине Бог является в образе толстой черной женщины или отца самого героя, это представляется многим уже чересчур. Как впрочем, и то, что Бог готовит еду, кормит героя, слушает современную музыку, словом, ведет себя отнюдь не по Божески. По их словам, это противоречит откровению Бога в Библии как Отца, и потому его нельзя изображать в виде женщины, стряпающей на кухне.
Тем не менее, надо читать книгу внимательнее, чтобы понять, почему Бог явился Маку в виде женщины сперва (а потом уж его отца). Дело в том, как помнят те, кто читал книгу, и об этом заранее сказана специально, что у Мака были слишком тяжелые отношения с отцом в детстве, настолько тяжелые, что он пытался даже убить его и ушел из дома, а кроме того, он возненавидел Бога за мучительную смерть своей младшей дочери от рук мальчика-убийцы. В Хижине говорится о том, что, собственно, характерно для нынешнего поколения – безотцовщина; отсутствие отца в семье или его неотцовское поведение лишают детей правильного образа родителя и главы семьи, и потому Маку требуется исцеление души, чтобы постепенно начать воспринимать правильно Бога, как Отца своего, и для этого именно Бог является ему в ненавязчивом, шокирующем и таком неопасном образе толстой чернокожей веселой тетки. Он как бы разрушает стереотипы, сложившиеся в нашем сознании, гласящие о неправильном, но таком злостно укоренившемся представлении о Боге как о злом и властном безжалостном отце, ненавидящем детей своих. Скорее, те, кто критикует автора за такое описание Бога, сами страдают от неправильного представления об Отце небесном и не хотят избавляться от этого, занимая горделиво-фарисейскую позицию по отношению к автору.
Следом за тем рождается еще один упрек, гораздо более серьезный, на который следует обратить пристальное внимание. Они говорят, что справедливость Бога требует посылать людей в ад, потому что человек согрешил и заслуживает наказания за свои грехи, и их беспокоит то, что в Хижине говорится о том, что Бог уже простил всех людей и Ему уже не нужно наказывать людей, потому что «грех и есть их собственное наказание». Эти упреки в недостаточном описании Божьей справедливости и суде над грешниками звучат из уст самых серьезных проповедников, раздраженных учением о всепрощении в книге «Хижина», как источнике ереси для прихожан их церквей. Мне кажется, хотя ограниченное место не позволяет развернуть подробное обсуждение этих упреков, в данном случае упускается цель книги и звучащие в ней рефреном слова из послания Иакова, что «милость превозносится над судом». Желание услышать из уст Бога истории о сожжение в огне вечном, о Содоме и Гоморре, о которых напоминают эти критики «Хижины», отражают их непонимание не только Божьей милости и благодати, но и просто души страдающего отца, Мака, для которого зверское убийство его дочери оказывается наказанием пострашнее Содома и Гоморры. У него проблема не с судом Божьим, а с представлением о Боге, как о любящем Отце, и фактически он предстает современным Иовом, задающим, кричащим Богу все тот же вопрос, и получающим от Отца небесного все тот же ответ, только в более адаптированной к современным образам форме. Непонимание милости Божией у многих консервативных проповедников, кажется, ограничено их богословскими рамками, не позволяющими признать истинность учения о полной испорченности человека первородным грехом. Проблема многих учителей как раз в том, что они, подобно древним язычникам, все еще полагают, что поступки человека сами по себе могут сделать его лучше или хуже в глазах Бога, хотя не поступки нужны Ему, а их рождение свыше. Библейское представление о человеке как раз и основано на том, что человек изначально мертв духовно и является ходячим трупом, и только милость и любовь Божия может помочь ему вырваться из петли преисподней. Не Бог отправляет грешников в ад, а они сами уже находятся в нем изначально по факту самого рождения своего, и Бог нисходит к людям, чтобы протянуть им руку своей любви и вытащить из ада хоть некоторых, принявших его любовь. В этом убеждение автора книги «Хижина», и те, кто пытаются приписать ему иное учение, на самом деле готовы все человечество загнать в ад обратно, лишь бы торжествовала их точка зрения о Христе.
Многие обвиняют автора в скрытом универсализме, то есть в учении о том, что все пути так или иначе ведут к Богу, и в самом деле, можно заподозрить автора в этом, когда он от имени Иисуса говорит, что его дети есть среди многих учений и даже религий. Но критики почему-то забывают - странная забывчивость, похожая на предвзятость, - что Иисус тут же оговаривается, что Он один есть путь и истина и жизнь, и к Богу помимо него придти невозможно. Очевидно, критики книги являются буквоедами, придирающимися к художественному образу, хотя очевидно, что автор имеет в виду лишь то, что даже среди мормонов, мусульман, иудеев и прочих религиозных течений есть и будут в дальнейшем те, что даже сквозь напластования ложных верований и идей прозрит подлинную суть евангелия и станут Его учениками, и заодно предупреждает нас в опасности разжигания религиозной нетерпимости. Бог призывает людей из многих религиозных течений, но Он призывает их всех к покаянию и следованию за Христом (Деян. 17:16-34).
Конечно, книга Уильяма Пола Янга «Хижина» полна художественных образов и домысливания тех или иных ситуаций, но это не Библия, а именно художественная литература, и многие критики, к сожалению, забывают об этом. Они требуют от нее откровения такого же уровня, как от Священного Писания, и попадают впросак, когда натыкаются на образы, противоречащие их собственным стереотипам, сложившимся в силу религиозного воспитания, а «Хижина» как раз и призвана разбивать эти стереотипы в пух и прах, не теряя евангельской сути. Они забывают, что наш Бог – это Бог всякого утешения (2 Коринфянам 1:3-4) и пути для утешения страдающего Мака он выбирает совсем не такие, какие хочется иным консерваторам. Для себя эти люди обычно хотят милости, для всех остальных справедливости, тогда почему бы не призвать Божий суд прежде всех на себя? Их смущает то, что Бог и Иисус целуют друг друга в губы, что у критиков-гомофобов вызывает омерзение, хотя это всего лишь древняя традиция, до сих пор практикуемая на Востоке. Они ненавидят автора даже за то, что его Иисус высмеял в книге их любимую фенечку, которую носят они на руке, браслетик «Что бы сделал Иисус?» (WWJD), сказав, что надо не пытаться жить христианской жизнью своими силами, а позволять Иисусу просто жить в вас. Непонимание книги рождается из их нежелания оставить комфортную жизнь, где все установлено и прописано раз и навсегда, со всеми правилами и понятиями, и познать Великую Скорбь, как познал ее Мак, потерявший дочь и почти потерявший веру в Бога после трагедии. Но как говорит ему в Хижине Бог: «Ты не можешь рождать в себе веру, точно так же, как не можешь «делать» смирение. Либо оно есть, либо его нет. Вера – это плод взаимоотношений, благодаря которым ты знаешь, что тебя любят. Поскольку ты не знаешь, что я тебя люблю, ты не можешь мне доверять». Он бросает всем нам вызов, напоминая этой книгой, что Бог есть Добро в самой своей сути, и что мы можем по-настоящему ему доверять лишь тогда, когда верим, что Он – хороший. И неизменно совершаем ошибку, создавая себе свой собственный образ Бога, глядя на человеческие качества и полагая, что Бог есть все то же самое, только в большей степени. Не язычники ли мы все по-прежнему, если так представляем Бога, спрашивает автор «Хижины».
Subscribe
promo sindzidaisya july 22, 2019 11:21 5
Buy for 20 tokens
Пожалуй, повторю тут этот пост от ноября 2016 года, по теме, ставшей вновь неожиданно актуальной. Много лет приходилось мне ходить и проезжать мимо маячившего на берегу Москвы-реки возле железнодорожной платформы известного на всем юге Москвы Заводе Полиметаллов, но только сейчас стало известно,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment