
Прямо рядом с той же гонконгской станцией метро Funling находится один из самых больших и известных в Гонконге храмов с длинным и труднопроизносимым названием Фунинсинькунь (Fung Ying Sin Koon), который и стал одним из основных центров совершенствования дао в Гонконге. Место довольно любопытное, зрелищное и поучительное, поэтому мы туда и направимся.

Строился храм уж очень давно, с 19-го века, а место для его строительства выбрали два бродячих даосских проповедника Хэ Цзиньюй и Чэн Сыкай, тогда тут были прекрасные зеленые горы, окруженные густыми лесами. Сейчас от них не осталось и следа.

Сам храм был первоначально построен на холме, потом у нему стали пристраивать все новые и новые павильоны. Храм основан как прибежище для приверженцев религиозного течения под названием «Ворота Дракона» (龍門), входящего в состав одного их официально признанных направлений даосизма «Полная правда» (全眞).

На подходе к храму вам навстречу могут выскочить вот такие странные люди.

У стены храма на каких-то китайских гуслях играет пожилой гусляр.

Посетителей храма можно легко узнать уже на улице рядом со входом.

Некогда храм подразумевался, как место спокойствия и уединения для совершенствования дао, но сейчас это центр толчеи и паломничества, со множеством школ, помещений для учебы, столовых и кафе, издательства и кладбища-колумбария, где невозможно укрыться от толпы.

Когда-то храм был небольшим и простым. Но постепенно к нему пристроили западно и восточное крыло, названные "Зал спокойствия" и "Зал вечной памяти".

Этим постройки не ограничились, и в 1960-80-х годах усилиями приверженцев даосизма тут были построены еще множество сооружений: павильон «Пэнлай» и павильон «Дождя, приносящего радость», в 1965 – павильон «Кунфу», а в 1966 – «терраса Радости». Позже были возведены ещё несколько построек: Великий дворец Трёх мудрецов (1977), Южная палата (1986), зал для даосских священников-женщин (1987), Восточная палата (1988), Западная палата (1988), башня Сезонного дождя (1994) и дворец Первоначальных звёзд (1997).

Поэтому тут можно с утра до вечера видеть людей всех возрастов, от детей до стариков и старух.

Особое внимание, как и в любом даосском храме, тут уделяется почитанию мертвых, поэтому люди приходят сюда с утра до вечера, принося жертвы своим покойным.

Кажется, что многие только этим тут и заняты.

Священная вертушка.

Стена для молитвенных табличек.

Стены храма украшают иконы и барельефы из жизни совершенных даосов.


Вот так в простой и ненавязчивой форме подается учение даосов в этом храме.



Здесь же находятся клиники европейской и китайской традиционной медицины и образовательные учреждения школы даосов.

Уютные и красивые дворы и помещения находятся по сторонам от главного храма.

Поскольку я не хочу вдаваться в подробности даосского учения и его практик, то можно просто понаблюдать за суетой. царящей в этих дворах.


Все это, замечу, происходит уже не в густых сосновых лесах, настраивающих на медитацию, а в центре большого жилого массива в окружении многоэтажек.

Ворота главного павильона.

Внутри проходят обычные богослужения. в которых, в общем-то, нет ничего нового.

Алтарь, где идет поклонение Нефритовому Императору, тоже обычен.


Приношения и пожертвования.

Хотя вот это традиционное кружение вокруг стола с пожертвованиями мне лично кажется совершенно лишними.

Дальше начинается самое интересное. За главным павильоном на холме начинаются места поминовения умерших и колумбарии.

Колумбарий тут большой и места хватит всем.

Все довольно обыденно.

Посреди колумбария стоит огромная печь. Я сперва думал, что это именно тут сжигают покойников, но слава Богу, ошибся. Назначение печи совершенно иное.

За столом сидели люди, которые оформляли и заполняли молитвенные просьбы и пожелания.

Все это поступает как от родственников покойных, так и от посетителей.

Кстати, венчает храм огромная стела с текстом "Дао де цзин" и изображением совершенных даосов.

Вот они.

С обратной стороны шествие совершенных даосов.


Вскоре все разъяснилось: молитвенные просьбы и приношения сжигают в этих печах.

Таким образом в дыму они возносятся прямо к трону Нефритового Императора.

Занимаются этим двое специально подготовленных служителей.


Почему-то прямо тут же висят огромные плакаты, как бороться с микробами и антисанитарией.

Заполняющих молитвенные просьбы традиционно много.

Храмовый офис.

Тут же в храмовых магазинах продается все то, что тут же и сжигается в печах для приношений. В бумажном виде это именно то, без чего покойники не могут комфортно жить в загробном мире: одежда, обувь и многое иное, вплоть до техники, домов и автомобилей.

Всевозможная бумажная еда, от гамбургеров и биг-маков из Макдональдса, до рыбы, макарон, картошки и котлет. Немного наивно. Но это только на первый взгляд.

Разнообразной одежды тут вообще очень много. Представления о том, куда попадают после смерти умершие, довольно конкретно. Это будет или рай, или ад, после того, как покойники приходят на суд Нефритового императора Юй-ди. За свои праведные дела они или остаются в раю, или отправляются в ад, которым правит Яньло. Путь дао, по мнению его последователей - самый прямой путь на небеса. Но и тут покойникам могут понадобиться вполне земные вещи и деньги.

Косметические наборы. Дело в том, что праведные умершие могут посещать землю в виде совершенных даосов. Грешники же после суда превращаются в бесов и демонов и тоже могут являться на землю, ходить по местам своей прошлой жизни и пугать живых людей.

Исправившихся грешников пускают в новую жизнь. Но и здесь им понадобятся приношения живых. Все это довольно сложная система с множеством разных судилищ и ответственных за них лиц.

Винные бумажные бутылки.

Бумажные лангусты и креветки.

Еще косметика.

Деньги преисподней. Появились они, потому что даосы, да и не только ни, в целях упрощения системы вероучений, разработали довольно сложную систему компенсации за совершенные покойниками грехи, которые могли бы искупить их живые родственники. Деньги преисподней были впервые напечатаны где-то в 910-м году и служили платой в обмен на наказания, которые через сожжение приношений выплачивались Яньло. Своего рода индульгенция до индульгенции, как заместительная жертва святых в христианстве.

Деньги, вещи и еда в дыму возносится на небеса или в ад к покойным предкам, чтобы обеспечить их существование и помочь откупиться от мук ада. Сложная система, где никогда нельзя быть уверенным, что принесенного в жертву хватит для искупления мук.

Journal information