
Говоря об Иерусалиме. конечно невозможно обойти его принадлежность к христианству. Безусловно, для иудеев это город, где был расположен Храм, который построить так и не удается. Для мусульман главным городом остается Мекка, но для христиан Иерусалим стал местом его главного чуда - распятия и воскресения Иисуса Христа. Однако не стоит питаться иллюзиями, христианская часть Иерусалима представляет сейчас собой почти весь один сплошной базар буквально до самых дверей в храм Гроба Господня, хотя это именно Христос в свое время изгонял из храма торговцев.

На площади перед Яффскими воротами проходит какой-то подростковый перформанс или игра.

Действо настолько важное, что перекрыли даже движение машин через ворота (которые, кстати, до сих пор действующая автомагистраль).

Христианский квартал города постоянно забит народом, не только из-за наплыва паломников и туристов, но и из-за тесноты, созданной многочисленными торговцами.

Причем тут торгуют не только церковными сувенирами и псевдореликвиями...

...но и одеждой, сумками, шлепками, едой и прочим барахлом. Комментарии излишни. Нигде в еврейском квартале Старого города такого не увидишь, там чистота и порядок. Видимо, современные иудеи имеют большее представление о святости места, чем христиане.

Сам храм Гроба Господня огромен, состоит из множества строений или приделов, но настолько зажат окружающими домами, что его размеры не чувствуются. Экскурсии подходят днем одна за другой, то и дело слышен пронзительный крик экскурсовода: "У вас пять минут на осмотр храма, туалет - там, гроб Господень - там, жду вас здесь, не отставать, вы - путешественники с крестом на спине, у нас на пути еще много пунктов". Храм открыт с 5 утра и это время до 9-00 - лучшие часы для его посещения, когда нет очередей и толкотни внутри. В храм ведут две двери, одна была замурована и запечатана мусульманами в 1246 году после его последнего захвата у крестоносцев, причем ключи находятся у каких-то знатных мусульманских семей, которые не позволяют их открыть до сих пор. По крайней мере, экскурсоводы всем объясняют это необъяснимое явление именно так.

Нынешний храм - отнюдь не древнее сооружение, он был построен после пожара и разрушения в 1808 году, причем занятые наполеоновскими войнами европейцы не обратили на это событие никакого внимания. Храм восстанавливался очень долго греческими монахами при покровительстве турецких властей Иерусалима, и греки распорядились стройкой, как хотели. Во время этой реконструкции ими были уничтожены все католические захоронения в храме - Готфрида Бульонского и Иерусалимских королей крестоносцев. Сам храм поделен между шестью церквями на неравные части, но РПЦ не имеет там ничего, т к возникла гораздо позже строительства самого первого храма на этом месте.

Мужик тащит в храм кучу барахла. Кстати, проверки в храме на безопасность нет никакой, хотя внутри дежурит полиция. Часто бывают стычки, как в очереди в самой гробнице, так и между отдельными монахами и священниками разных церквей из-за порядка богослужения, доходит до серьезных драк.

Центром храма и средоточием поклонения является большая ротонда. в которой стоит часовня-Кувуклия, внутри которой гробница Иосифа Аримафейского, в которую тот положил Христа. Надо иметь в виду, что храм за время своего существования разрушался до основания трижды с истреблением всего, находившегося внутри - арабами, персами и мамлюками. Вряд ли что-то могло сохраниться тут сейчас аутентичного со временами Христа. Поэтому приходится либо принимать все священные реликвии на веру, либо считать их символическим отражением некогда утраченных оригиналов.

Прямо перед входом находится огражденная мраморная плита. к которой подходят все туристы и паломники. Это место помазания, здесь был камень, куда положили Христа после распятия. Многие не понимают, что само ложе помазания прикрыто этой плитой для сохранности, и принимают за него плиту. Женщины прикладывают к ней фотографии больных родственников, детей, бусы, часы, платки и другие предметы, возят по ней шарфами, "заряжая" их, как сами говорят (словно на сеансах Кашпировского).

Справа от входа по лестнице поднимаются на Голгофский холм. Надо сказать, что место, на котором был выстроен храм, определено в 326 году произвольно. Римляне дважды сносили Старый город Иерусалима до основания. последний раз после второй иудейской войны в 135 году по приказу императора Элия Адриана. Тогда на месте храма был построен храм Юпитера, а на этом месте, где Голгофа - храм Венеры. Все. что осталось тут после иудеев - постройки, могилы, даже сами холмы и неровности рельефа - были срыты. Однако когда император Константин прекратил гонения на христиан в 313 году, то уже в 314 году епископом Иерусалима стал энергичный гонитель язычества Макарий. В Иерусалиме (Элии Капитолине) тогда не было ни одного иудея, и найти место Голгофы было почти невозможно. Тем не менее, Макарий указал на это место, хотя особых доказательств не привел, и Евсевий и другие церковные историки в этом сомневались. Тем не менее, храм Венеры был снесен, и под фундаментом его вдруг обнаружились якобы чудесным образом уцелевшие могилы времен иудейского периода Иерусалима. Макарий поставил на этот проект и весь свой авторитет и власть в городе, разруших святыни язычества, и авторитет самого императора, покровительствовавшего христианству, и поэтому сомнений высказано не было. Мать Константина Елена, ревностная христианка, которой исполнилось уже 80 лет, посетила это место в 326 году и обнаружила рядом на месте Голгофы, которая, была почти срыта еще во время первой осады Иерусалима римскими легионерами, в земле три креста,на которых предположительно, был распят Христос и два разбойника. Один из крестов приложили к больному и он выздоровел, два других не оказали подобного эффекта, поэтому первый крест был признан подлинным. Учитывая, что Голгофа традиционно была местом распятия, то было тем более странно, что уцелело только три таких важных креста. Разумеется, с нынешней точки зрения любой скажет, что имела место грубая фальсификация, но новая государственная религия остро нуждалась в святынях по образцу имевшихся у язычников, и это сошло с рук Макария и Елены. Впрочем, многие учены считают, что место Голгофы и Гроба Господня все-таки подлинные, хотя и почти не сохранившиеся после всех расзрушений. Но даже учитывая все это, как и то, что от храма трижды не оставалось потом камня на камне, можно сказать, что место, тем не менее, пронизано символизмом и благоговением.

Очередь в Кувуклию, конечно, разрушает всякое благоговение из-за постоянных стычек и ссор, кто-то пытается влезть впереди всех, кого-то проводят свои. в общем, надо стараться придти сюда без народа.

За пределами Старого города начинается совершенно новый Иерусалим. Только в начале 20-го века он начал застраиваться еврейскими иммигрантами, пришедшими в ужас от нищеты и разрухи, царившей внутри старых городских стен. Стены, кстати, тоже совсем не древние, все было построено турками в 16-м веке. Поэтому новые кварталы Иерусалима представляют собой свободную и удобную европейскую планировку и архитектуру.

Балкончики.



Разгадывает сканворд, наверное.

Иерусалимский трамвай.

В городе очень неравномерный рельеф, что видно повсюду.





Но в целом, несмотря на толпы туристов и паломников, жить здесь гораздо спокойнее, чем в шумном Тель-Авиве.
Journal information