Previous Entry Share Next Entry
Верона, Ботеро и кое-что еще.
star_wars
sindzidaisya

Ну, наверное, все слышали про такого известного колумбийского художника Фернандо Ботеро. Ему уже 85 лет и почти всю творческую карьеру он рисует толстяков и толстушек. Началось это почти случайно, и сообразив невиданные возможности, он взял этот прием как свой собственный стиль. По счастливому совпадению в эти дни в Верону как раз приехала выставка Ботеро. Кстати, если кому-то не нравится обнаженка, то увы, этот портрет был на рекламном плакате выставки и развешан повсюду.

1. Но сначала прогуляемся по древним улицам Вероны.

2. Сказать, что это один из самых фотогеничных и гармонично застроенных городов Италии - значит, ничего не сказать. Его надо увидеть, почувствовать, ощутить под ногами. Во всяком случае, пройти по ее исторической части. Спальные районы тут не очень выразительны, и примером служить не могут, но мы в них еще заглянем.

3. Именно такую, типичную Италию изображал у себя в лучших де Кирико. Хорошо узнаваемые силуэты.

4. Иногда кажется, что ты зашел в одну из картин и не можешь оттуда выйти, как бывает во снах.

5. Тут смешано все, и средневековые строения, и дворцы эпохи возрождения, и архитектура промышленной революции. Но смешано пропорционально и гармонично. Не понимаю, как они это умеют делать.

6. Интересно смотреть, как появляются и исчезают в узких длинных переулках толпы прохожих.

7. Еще более интересно видеть, как вписались в пейзаж средневековые церкви, построенные явно в другую эпоху и другом окружении. Сложно представить, чтобы сейчас хоронили важных покойников прямо на фасаде и под фасадом или боковыми приделами снаружи. Но это факт. Тут возможно все.

8. Теснота и узость улиц вынуждали делать и такие странные "гнезда" для покойников.

9. Сама церковь Святой Евфимии не очень выразительна, и не пользуется такой сильной известностью, как иные соборы в Вероне, хотя и типична для средних веков. Гораздо интереснее в этом плане церковь святой Анастасии, но о ней позже.

10. Выходим на типичную набережную Адидже - Сан-Лоренцо. Вообще, многие набережные в Венето и вообще исторических городах, таких, как Пиза, Флоренция, Милан и т д, - прекрасно обустроены всем, кроме одного - их перила представляют собой сплошные стены из кирпича или камня, которые не только не дают возможности посмотреть вниз, но и вообще портят вид (но не везде, разумеется!). Объяснений мы этом не нашли, кроме одной догадки - во время наводнений или паводков это дополнительная защита от потопа. Взять тот же Арно! Когда глядишь на него сверху во Флоренции, то естественная мысль, рождающаяся в жару - а не перейти ли его вброд, особенно если можно спокойно спуститься к воде, что рыбаки и делают. Но нет! В паводки и ливни даже Арно выходит из берегов! Были даже в 20-м веке наводнения, когда Арно заливал Флоренцию и сносил мосты. Так и тут, горные реки непредсказуемы.

11. Издалека уже в вечерней синеве виден замок Кастельвеккьо, построенный Скалиджери, и мост Скалиджери. Мост несимметричный, но это только придает ему больше средневекового шарма.

11. Здесь Адидже сохраняет все признаки горной реки - быстрое бурное течение, резкие повороты и мелководье.

12. На высоком левобережье, на его холмах поднимаются виллы и дворцы вельмож прошлого. Да, тут всегда жили роскошно и на широкую ногу.

13. Оказывается, сады на набережной Сан-Лоренцо названы именем знаменитой журналистки Орианы Фалаччи. Сады, конечно, маленькие, да и название скорее символическое, чем географическое, но все же!

14. Насколько я помню,это была одна из самых знаменитых журналисток и писательниц 60-90 годов, разоблачавшей и мафию, и коррупцию, и много чего еще. Долгожительница журналистики оставила такой незабываемый след, что значение ее примера трудно себе представить для тех, кто хочет заниматься этой профессией.

15. Собственно говоря, на щите все о ней сказано, а остальное вы прочтете в Википедии. Добавлю лишь, что она была во всех горячих точках 60-70-х годов, на всех самых известных войнах, в Мехико по время беспорядков ее расстреляли и отправили в морг, но она воскресла и ее спасли.

16. Между тем шарм Вероны чувствуется тут повсюду. Даже зимой в декабре.

17. Набережные без деревьев даже лучше, чем летом, позволяют отснять то, что обычно скрывается за густой листвой и не мешают перспективе.

18. Именно тут, вдали от моря и его сырости погода резко меняется. Тут нет измороси, влаги, дождей, всегда солнечно и приятно, даже несмотря на почти зимний холод.

19. Между тем с набережной мы выходим к Арке Гави перед Кастельвеккьо. САмое удивительное, что на нее не обращают внимания, думая, что это строение времен классицизма. Но нет! Это самая настоящая античная арка, построенная латинским родом Гавии и поставлена была в начале Виа Сакра. Этим она обозначала окончание городской черты древней Вероны. Потом, конечно, она утратила значение и вошла в часть городского владения и была названа Порта Нуова. Ею восхищались и считали образцом классической архитектуры такие монстры и гении, как Палладио. К сожалению, Арку разобрали, т к она мешала проходу наполеоновских войск, и восстановили на новом месте, сдвинув в сторону на площадь перед Кастельвеккьо, чтобы она не мешала проезду.

20. Ну, а мы проходим в замок Кастельвеккьо, построенный пресловутыми Скалиджери, через огромный и колоритный цепной мост надо рвом, в который в прошлом был проведен канал с водой из Адидже.

21. Замок, конечно, идеальной формы и сохранности, но это больше результат работы современных реставраторов, чем заботы прежних хозяев. Во вторую мировую войну его и бомбили, и взрывали, так что вообще чудо, что его удалось сохранить.

22. Главное строение замка занимает сейчас музей, т н Городской музей Кастельвеккьо. Многие восторженно о нем отзываются, но нам, честно говоря, он показался довольно обычным. Впрочем, если не знать ничего об искусстве средневековья, то таким людям он будет весьма полезен.

23. Кастельвеккьо в переводе означает всего лишь "старый замок". Старым он назван потому, что новые хозяева Вероны Висконти построили на холме новый замок Сан-Пьетро, более надежный и укрепленный.

24. Внутри собраны экспонаты искусства средних веков, в основном барельефы, статуи и саркофаги. То, что и любят смотреть большинство невзыскательных туристов.

25. Надо учитывать, что интерьеры прошлого в замке вообще не сохранились, т к он вплоть до 20 века использовался как казармы гарнизона, причем были разобраны даже зубчатые украшения, которые восстановили уже потом.

26. Нам показалось, что статуи и средневековые украшения даже более интересны, чем живопись в музее, которая вполне типична и банальна.

27. Но для иностранцев это, видимо, может быть откровением.

28. То, что Верона - город, подчиняющийся Венеции, подчас очевидно даже с картин, размещенных в замке.
29. На весь поход по двум огромным этажам замка может уйти не больше получаса, если не задерживаться перед каждой картиной.

30. Замечу, что тут же можно найти и рассмотреть подлинники статуй с гробниц Скалиджери, на которых они заменены точными копиями.

31. В целом же замок выглядит идеально, хотя все завоеватели прошлого сделали максимум, что было в их силах, чтобы обезобразить его. Больше всего вклад в это внесли нацисты, разломавшие башни и взорвавшие мост Скалиджери в конце войны.

32. Поэтому то, что мы видим на мосту, это лишь искусно сымитированный новодел.

33. По рассказам в путеводителях, сразу после взрыва моста и бегства нацистов, горожане стали его восстанавливать из обломков и кирпичей, собранных со дна реки. Думаю, это байка, хотя, возможно, какие-то обломки и были использованы, как образец для воссоздания стен.

34. Тем не менее, сейчас с моста открывается прекрасный панорамный вид на Адидже и Верону.

35. Вечером перед закатом Верона просто чудесна.

36. По угловой башне хорошо видно, где заканчивается слой оригинального кирпича и начинается новодел. Дело в том, что все древние стены делались с обязательными отверстиями с равными промежутками для установки лесов для ремонта. В наше время такие приспособления излишни, и их просто не стали воспроизводить.

37. По другую сторону Адидже за мостом Кастельвеккьо начинается более современная Верона. Вдали мы видим колокольню и крышу собора Сан-Зено, который в средние века стоял на отшибе за границами города.

38. Если хорошо приглядеться, то даже с моста уже видны верхушки самых высоких альпийских гор.

39. Интересно, что эти живые статуи встречаются даже тут. С обратной стороны вид более чем прозаический.

40. Ну, а мы идем дальше, прочь с моста Скалиджери на левый берег Адидже.

41. Здесь все гораздо скромнее и малоинтересно для привередливого туриста. Мы сразу попадаем в жилую часть города, и только напротив моста еще сохранились строения Арсенала, частично превращенные в некий музей и выставочный зал.

42. Несмотря на то, что народ тут тоже гуляет, все же при недостатке времени лучше сюда не углубляться.

43. Оставляем эти довольно депрессивные (и практически загородные в прошлом) районы.

44. Но в основном эта часть города застроена недавно и все эти современные жилые районы типичны для Италии. Если ходить только тут, то угадать, что вы находитесь в Вероне, а не, например, в Пизе, просто невозможно.

45. Тем не менее, замечу, что по архитектуре чувствуется богатый север Италии. Бедный юг скорее напоминает Грецию с ее более невзрачными жилыми домами.

46. Возвращаемся на мост. Тут полно народу, но как я уже сказал, за мостом резко заканчивается исторческая часть города.

47. Многие фотографируются между зубцов. Кстати, точно такие же зубцы ведь в Московском Кремле, но там сложно представить себе таких фотографирующихся.

48. Башни и стены.

49. Собствнно, если приглядеться к кладке, станет понятно, какие кирпичи взяты из древних строений моста, а какие совсем новые. Как бы их не старались "старить", время все равно не обманешь.

50. Башня Мастино Первого.

51. Вот, собственно говоря, свидетельство того, когда была завершена реконструкция разрушенных стен замка.

52. Как и большинство замковых стен и башен средних веков, они трехстенные, со стороны двора стены для удобства обороны нет.

53. Выгуливают пса.

54. А мы идем на выставку Ботеро. Расположена она в самой старой части города, в выставочных залах, размещенных в древних палаццо. По ним даже можно плутать, получив отдельный билет.

55. Такие там арки между зданиями, огромные подвалы, галереи и переходы. Можно невзначай забрести и на совершенно другую выставку.

56. Ботеро. Пардон за качество, как получилось, так и снимал. Почерк художника ясен с первой картины.

57. Как говорит сам автор, изначально идея утолщать все фигуры и изображения возникла, когда он случайно изобразил скрипку на одной из обычных картин-портретов с излишне толстыми стенками. Тут же его осенила идея, что это можно перенести и на все остальное. Так возник знаменитый гротеск Ботеро.

58. Предполагать, что за этим кроется какая-то глубокая идея, не стоит. Это больше напоминает обращение к наивному искусству и средневековому примитивизму.

59. При этом вполне бытовые сцены выглядят и смешно, и гротескно. Персонажи симпатии не вызывают.

60. Портреты президентов и генералов как будто призваны передать их внутреннюю тяжеловесную суть и мрак пустой натуры.

61. Безусловно, в этом есть некий смысл, но мне показалось, что Ботеро излишне углубился в создание собственного мира. Я не увидел тут ни одной картины, выбивающейся из общей концепции "толстоты".

62. И если, например, изображение хунты еще можно понять...

63.

64. Как и разного рода мастеров корриды...

65. То антиклерикальные картины его вызывают недоумение.

66. Понятно, когда он высмеивает зажравшихся попов и кардиналов.

67. Но перенос той же концепции на святых не срабаывает. Все же это разные вещи.

68. Хотя мещанство и лицемерие можно осмеивать даже на примере святых.

69. Тут он замахнулся даже на Богоматерь.

70. Еще более известными и скандальными были всегда его обнаженные картины.

71. Львиная доля выставки была посвящена именно им. Гротесковая манера изображения начисто лишала всех этих женщин какой-либо сексуальной привлекательности.

72. Та же картина, что и с рекламного плаката. Сорри за качество, освещение на выставке было явно не помощником для фотографирования.

73. В общем, выставка спорная, но любопытная, а каталог за 35 евро показался слишком дорогим.



promo sindzidaisya october 20, 2014 16:26 10
Buy for 20 tokens
Статуя, действительно, занесена в книгу рекордов Гиннеса, ее высота 100 метров, а с постаментом в форме лотоса - 120 метров. Это самая высокая статуя Будды в мире, построенная в 1995 году, и, кстати, она в два раза выше статуи Свободы в Нью-Йорке. Находится она в парке Аркадия города Усику (или…

  • 1
заметь - тетки вроде толстые, а пузо то фартуком не нависает.

а так - в очередной раз убедился, что везде все одинаково. разок сходил в старый город любого города - и везде потом то же самое будешь видеть
а уж эти замки пустые - ваще уныние

А замки как раз самое неинтересное, их только снаружи можно смотреть. Внутри там все вынесено и ограблено. Я уже туда не ходу, если требуют денег за билет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account