Previous Entry Share Next Entry
Италия. Снова Колизей.
star_wars
sindzidaisya

Колизей, безусловно, притягивает к себе всех, и римлян, и итальянцев из других регионов и городов, и туристов. Так было всегда за исключением странного периода в истории Италии, когда он подвергался разграблению и фактически служил несколько сотен лет готовым источником строительных материалов для римских церквей и зданий. И когда в эпоху Возрождения римские папы остановили этот процесс, он оказался наполовину разрушен. Удивление вызывает скорее то, что его так и не доломали за эти века, и он все еще поражает людей своими размерами и архитектурой. Сейчас это главная туристическая точка Рима. Без сомнения, каждый приезжающий в Рим, прежде всего идет сюда (второй вариант - в Ватикан, но обычно совмещают).

1. Историки пишут, что разрушение Колизея, как и всего античного Рима, началось после войн византийского императора Юстиниана с готским королевством, продолжавшейся примерно в течение 10 с лишним лет, в итоге которых королевство готов было разрушено, их войска уничтожены, а Рим поочередно брали византийские полководцы Велизарий, а за ним Нарзес. В 552 н.э. Рим был взят окончательно, через два года война закончилась, но к тому времени процветающий даже при готах, фактически сменивших власть римского императора на готского короля, но тщательно сохранявших благополучие и процветание города, он был опустошен и обезлюдел. Прокопий, историк, описавший готские войны Юстиниана и его биографию, пишет, что древние алтари и храмы еще сохранялись на месте к моменту захвата Рима виантийцами, работали даже фонтаны и самые крупные термы, такие как Каракаллы и Диоклетиана. Последний готский король Тотила еще проводил даже игры в Большом Цирке и Колизее, сохранявшем свое величие. Римляне любили изображения животных, бронзовые фигуры быков, конец, собак и других домашних и диких зверей стояли везде, от Капитолия до Колизея. Сейчас в память об этом на площади у Колизея установлена гигантская стилизованная статуя Троянского коня, и хотя это современное произведение, глядя на нее, достаточно представить себе, как был украшен Рим до захвата византийцами. Больше того, на Виа Сакра, на Форуме и у Капитолия стояли гигантские статуи бронзовых слонов, на какое-то время убранные, как и статуи римских богов, героев и императоров, они были возвращены на свои места готскими королями и правителями. Прокопий упоминает даже о бронзовых статуях Домициана, стоявших на Капитолии и перед зданием сената. Прокопия поразило огромное гребное судно, стоявшее в Арсенале на берегу Тибра, по преданию, это было судно Энея, хотя, разумеется, фактически это совсем не так. Поражаясь этому, Прокопий просто застал последние годы величия древнего Рима. Непрерывные осады войсками Велизария, затем готов, отбивавших Рим, потом нашествие орды под предводительством Нарзеса, привели к тому, что коренное население бежало из Рима, последние патриции, ждавшие прихода греков Юстиниана и еще остававшиеся в городе в надежде на его возрождение (большинство патрицианских родов переселилось давно в Равенну) только бесследно исчезли с захватом его Нарзесом. Шестьдесят лет королевство готов оберегало древнюю культуру Рима от варваров, с их падением Риму, и Колизею, как его части, пришел конец.

2. Итак, переселение народов, споткнувшееся от королевство готов и удерживаемое ими до 552 года, возобновилось с захватом Рима Нарзесом (Ф.Грегоровиус. "История Рима..." стр. 168). Рим был опустошен, население разбежалось, город был лишел снабжения продовольствием и водой, и Нарзесу удалось с трудом наладить хотя бы частичное обеспечение города. Жуткая двенадцатилетняя война буквально выжгла Италию, истребила коренное население, и ее заполонили варвары всех племен. Сам Рим был пять раз опустошен, на город обрушились эпидемии чумы и холеры. К окончанию готской войны его население едва достигало 30 тысяч человек, по самым хорошим подстчетам, это не идет ни в какое сравнение с другими эпохами, даже с авиньонским пленением пап. Рим стал быстро приходить в упадок, население, состоявшее теперь не из коренных римлян, а из варваров, не питало никакого пиетета к старине, а идеи сохранения общественных зданий и их правильного использования, вовсе не существовало. Нарзес и византийские власти были озабочены только строительством новых церквей, ревность в их постройке стала единственной формой общественной жизни в Риме. Сами храмы, начиная с базилики св.Петра и т д,  строились только за счет хищения и разорения всего, что было построено в Риме до прихода византийцев. Точно так же постройка домов жителями и ремонт используемых общественных зданий производились только из того материала, который был под рукой - камень и киприч древних памятников.  Чтобы облегчить реставрацию городских зданий, Юстиниан дал распоряжение позволить каждому частному лицу производить ремонт в городе на свои средства, но проблема была в том, что таких богатых людей в городе не оказалось. При готских королях были специально назначенные лица, которые следили за порядком в городе, чтобы ни одно здание не было разрушено ради добычи строительных материалов, но теперь таких лиц не было. После отставки Нарзеса в 567 году н.э. новоназначенный экзарх Италии Лонгин вообще не интересовался благосостоянием опустевшего Рима, поселившись в Равенне и оттуда занимаясь управлением всей Италией, разделенной на множество провинций и герцогств. На Севере Италии возникло государство захвативших ее лангобардов (Ломбардия), независимое от экзархата и на много веков отделивших ее от остальной Италии своим варварством. К этим временам и относится самый разгул безостановочного разгрома и разрушения древних римских памятников.

3. Именно поэтому Колизей гораздо интереснее рассматривать снаружи, чем изнутри. Очень мало, что уцелело в неприкосновенности от арены и внутренних помещений, а то, что мы там видим, вызывает скорее жалость, чем изумление.

4. Конь, ныне стоящий с восточной стороны Колизея, своим фрагментарным видом словно призван напоминать об уцелевших остатках прежнего античного величия Рима. Стоящий на грубой металлической станине, он как бы дает понять о своей незавершенности, точнее, об утраченных навсегда частях своего некогда единого тела.

5.

6. С восточной стороны Колизей производит наиболее величественное зрелище. Эта часть здания сохранилась лучше всего, ее внешние стены уцелели от разбора средневековыми варварами. Он кажется скелетом, практически уцелевшим от разушения, но это всего лишь скелет, скорлупа здания, лишенного внутреннего наполнения. Это видно через зияющие арки и окна всех его опустошенных и полуразрушенных этажей. Точно так же в те времена были разрушены и латинская наука и образование. Римская аристократия, занимавшая свои позиции и при готских королях, была совершенно истреблена во время византийских войн и захвата Рима варварами при Нарзесе. Меценаты и хранители искусства исчезли. Вместе с готским королевством исчезли и учителя, школы, библиотеки и сами науки. Огромные частные библиотеки, про которые пишут Боэций и Симмах еще во время Теодориха, были истреблены с разрушением самих зданий по всей Италии. То немногое, что удалось сохранить и что дошло до наших дней, спасено практически героическим усилиям Бенедикта Нурсийского и Кассиодора, первого министра при Теодорихе и последующих королях, который стал монахом в 538 году, основал монастырь в родном городе Сквиллачче и создал там хранилище древней мудрости. Бенедикт, занимавшийся насаждением монастырей в условиях разрушительной войны с византийцами, посвятил свое служение превращению монастырей в убежища науки и культуры, ремесел и общественных наук, которые еще понадобятся в будущем при наступлении мира. В уставе его ордена было четко записано, что монахи обязаны неустанно учиться и нести знания в народ. Бенедиктинцам мы обязаны сохранением всего того объема древней и античной литературы, от художественной до юридической, которую сейчас читаем и по которой учимся до сих пор. К сожалению, большая часть этой литературы погибла, но то, что сохранилось, не перестает поражать. Как и стены Колизея.



promo sindzidaisya october 20, 2014 16:26 10
Buy for 20 tokens
Статуя, действительно, занесена в книгу рекордов Гиннеса, ее высота 100 метров, а с постаментом в форме лотоса - 120 метров. Это самая высокая статуя Будды в мире, построенная в 1995 году, и, кстати, она в два раза выше статуи Свободы в Нью-Йорке. Находится она в парке Аркадия города Усику (или…

?

Log in

No account? Create an account