Previous Entry Share Next Entry
Питер. Самый большой дворец в мире.
star_wars
sindzidaisya

Посмотрев на эту фотографию, вы рассмеетесь и скажете, что я шучу. Разумеется, это не так, но тут надобно сразу внести ясность. Летний дворец Петра Первого на набережной Мойки в Летнем саду был построен Трезини по образцу голландских домов в 1712 году и меньше всего напоминал то, что мы называем дворцами. Это больше летний уютный дом, состоящий всего из 16 комнат, из которых половину, на нижнем этаже, занимал Петр, а верхнюю - Екатерина. В принцие, одного взгляда достаточно, чтобы понять, насколько скромен был первый русский император, объездивший пол-Европы и повидавший немало дворцов, начиная от Версаля. Ему было с чем сравнивать, но комплексов он, судя по всему, не испытавал. К тому же у него был еще Зимний дворец, или Зимний дом, как он его называл, тоже построенный Трезини на берегу Невы и Зимней канавки. Он тоже был скромным, и поэтому был частично снесен уже через 30 лет, а частично перестроен, став элементом конструкции Театра Эрмитажа. Кстати, сейчас уцелевшие окна Петровского Зимнего дома, его подвалы, внутренние комнаты, а также двор преврашены в музей Зимнего дома Петра, и при желании можно увидеть их довольно скромные очертания, освобожденные от последующих застроек. Что касается Летнего дворца, то он, к нашей радости, сохранился в неизменном виде, хотя интерьеры пострадали во время блокады и взрывов нескольких бомб. Впрочем, внутри так же скромно, как и снаружи. Тогда что же позволяет назвать это место самым большим дворцом в мире? А вот что.

1. За высоченной и являющейся памятником архитектуры самой по себе оградой Летнего сада находится целый комплекс дворцовых построек, довольно разрозненных, но в свое время принадлежавших церской семье. В один музей были под именем Александра Третьего его сыном Николаем насильствено объединены и Михайловский/Инженерный замок, и Михайловский дворец/Русский музей, ставший крупнейшим в мире музеем русского искусства, и Мраморный дворец (если быть точным, присоединили его к музейному комплексу уже при большевиках) и еще целая куча построек меньшего значения, ну, и сам Летний сад. Можно купить один общий туристический билет, дающий право на посещение всех этих зданий, и ходить по ним целый день. Впрочем, это не способствует полноте ощущений, т к каждый дворец сам по себе потрясающий, начиная с самого маленького и старого из них.

2. Так называемый Летний дворец, как ни странно, наиболее аутентичная Петербургская постройка, поскольку именно копией большого современного голландского города мечтал видеть столицу своей империи Петр Первый. Мечтал видеть ее именно такой, и никакой иной, слишком ненавистым был для него старый, допотопный, архаичный и косный русский мир конца 17 века, воплотившийся в огромной и уродливой варварской Москве, азиатской, ордынской, лишенной хоть какого-то даже византийского шарма цивилизации. Вот этот современный, уютный, и комфортный буржуазный мир голландского города и воплотился в его Летнем (уцелевшем) и Зимнем (частично сохранившийся) дворцах, здании Двенадцати коллегий, Кунсткамере, Петергофе и т д и т п. Иначе и быть не могло. Вся элита, старая аристократия и новое дворянство, под влиянием Петра и его европейских помощников с радостью бросились реализовывать на этой новой территории те модернистские концепции, родившиеся под влиянием победы в Северной войне и принудительной вестернизации, альтернативы которым никто уже не видел. Молодой голландско-европейский Петербург рождался совершенно непохожим на умирающую покинутую аристократией Москву. Строилось все по принципу противоположности косным московским понятиям.

3. В отличие от голландских устремлений Петра, при строительстве Михайловского дврорца в первой половине 19-го века в качестве резиденции младшего сына Павла Михаила Павловича (Павел стал откладывать сбережения на подарок сыну, дворец, с 1798 года) был выбран стиль английского классицизма, строгий имперский стиль, воплотившийся в главной его иллюстрации, Букингемском дворце в Лондоне. Несмотря на свержение Павла, его воля была выполнена неукоснительно, и когда Михаилу исполнился 21 год, его брат император Александр Первый отдал приказ о строительстве дворца. Архитектором, проектировщиком и руководителем строительства стал Карл Росси, который спроектировал не только сам дворец, но практически весь ансамбль, окружающие улицы и площади, парки и вспомогательные строения. Грандиозная стройка завершилась в 1825 году. А уже в 1895 году дворец был продан в казну обедневшими внуками Михаила.

4. Вскоре произошло то, что изменило положение дворца, ставшего Русским музеем. Распоряжением Николая музею было предоставлено множество преференций, а в его коллекцию насильственным образом были перемещены коллекции русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и т п учреждений, уже тогда бывших государственными музеями. Музейное сообщество возмутилось, но ему быстро заткнули рот. Художников-современников побуждали продавать музею свои картины, и те радостно соглашались, не интересуясь судьбой своих картин, которые складывались в запасниках штабелями. Еще бы: казна не скупилась в выкупе работ художников, многие из которых вовсе не являлись шедеврами. При большевиках дело пошло быстрее, приобретя характер разграбления частных коллекций, деликатно названного национализацией. Зачем это было нужно - понятно, все эти картины, скульптуры, иконы и т п произведения можно было негласно, без ведома искусствоведов и прежних владельцев, продать за рубеж для пополнения казны. Причем разграблялись не только частные коллекции, но и все периферийные и даже московские дворцы и собрания. Достаточно сказать, что были конфискованы и отправлены в Русский музей коллекции из Архангельского, Кусково, Останкино и других знаменитых частных дворцов. Эта политика большевиков по национализации была настолько успешной, что достаточно привести статистические данные. В день открытия Русского музея в его коллекции имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около 5000 памятников старины (иконы и т п), а сейчас в его собрании уже более 410 тысяч единиц хранения (!!!). Именно поэтому для их размещения нужны были все новые и новые окружающие здания, хаотично включаемые в общий комплекс дворца-музея. Надо сказать, что после Второй мировой войны процесс разграбления частных коллекций и аккумулирования художественных ценностей в руках государства почти прекратился, и сейчас Русский музей стал обычным государственным учреждением, распоряжающимся огромным, почти неисследованным хранилищем произведений русского искусства.


promo sindzidaisya october 20, 2014 16:26 10
Buy for 20 tokens
Статуя, действительно, занесена в книгу рекордов Гиннеса, ее высота 100 метров, а с постаментом в форме лотоса - 120 метров. Это самая высокая статуя Будды в мире, построенная в 1995 году, и, кстати, она в два раза выше статуи Свободы в Нью-Йорке. Находится она в парке Аркадия города Усику (или…

?

Log in

No account? Create an account