Previous Entry Share Next Entry
Помпеи. Прогулки по мертвому дому.
star_wars
sindzidaisya

Чрезвычайно трудно делать фотографии и при этом стараться избежать толпы. В Помпеях это практически невозможно, надо идти на немыслимые ухищрения. С раннего утра вплоть до глубокой ночи, когда город закрывают для посетителей, здесь всюду шествуют колонны туристов. Надо учесть и то, что ходить как в обычном городе, по улицам и переулкам тут не положено. Часть улиц закрыта, на остальных довольно строгий маршрут, по крайней мере в дома никто не пускает. Всюду камеры и дежурные, видимо, боятся, что кто-то втихаря стащит себе на память кусочек стены. А город-то огромный...


От Морских ворот совсем недалеко до центра города - Форума, базилики и главных храмов, и поэтому улицы здесь были расчищены первыми, начиная с 1748 года, когда Карл Бурбон, правивший Неаполитанским королевством, приказал начать тут организованные раскопки. Мера была вынужденная, т к найденные под землей руины подвергались набегам мародеров. Раскопки велись, как я уже говорил, варварскими методами, ну и результат налицо. Судите по фотографии.

Археологи руководствовались довольно простыми принципами: раскапывали улицы, потом расчищали дома, вытаскивали все, что представляло художественный или финансовый интерес, и затем засыпали дома вновь до будущих времен. Резкая критика ученых и историков заставила эту практику остановить, и с 1769 года была собрана команду лучших по тем временам археологов по главе с ла Вегой, которая озаботилась тщательной реставрацией зданий и особенно картин-фресок и мозаик в домах.

Когда Наполеон занят Италию, а Мюрат стал Неаполитанским королем, раскопки Помпей сделались важнейшей государственной задачей и стали вестись уже систематически и масштабно. Вся собственность частников на землю, занимаемую Помпеями, была отчуждена. Были очищены все стены и основные улицы. Силы были брошены впечатляющими: на раскопках одновременно трудились более 1500 рабочих, не считая ученых и археологов. Ну, и дальше расчистка была делом техники. Не буду писать подробно всю историю. Только скажу, что в 1863 году руководителем раскопок Фьорелли была придумана заливка пустот, обнаруженных в пепле и оставшихся от разложения органики, гипсом.

Результат мы видим повсюду. В домах-инсулах и на улицах под саркофагами сейчас выставлены окаменевшие гипсовые фигуры людей и животных, от которых некогда остались пустоты в окаменевшем пепле. Есть даже гипсовые заливки деревьев, которые росли на улицах. Гипсовые отпечатки людей обычно оставлены на том месте и в той инсуле, где были найдены, с большой вероятностью - это жильцы или хозяева дома, задохнувшиеся в нем от пепла и ядовитых газов.

Очень важная вещь, которую всегда имели в виду археологи - сохранить фрески и мозаики города. Практически все дома тут были отштукатурены и богато украшены росписями и барельефами, полы выложены мозаикой.

То, что можно было оставить на месте без опасения - оставлялось. Например, эти указатели домов или другие украшения.

Но практически все, особенно фрески, начиная уже с 19-го века, тут же снималось и помещалось в хранилища с особыми условиями содержания. Оставлять на открытом воздухе живопись было нельзя. В этом мне кажется, довольно парадоксальный факт - то, что в те времена считалось вполне сиюминутным изделием, красивым, но не слишком ценным, тем, что можно через несколько лет содрать и заменить новым изображением, сейчас кажется невероятным сокровищем.

Поэтому все мозаики, как например, вот эта, самая знаменитая, которые были на полу в одном из домов (!!!), были сняты, а их заменили точные копии.

Наверное, это правильно, но когда ходишь по этим домам, не должен забывать, что это всего лишь копии.

Хотя в некоторых местах древняя плитка сохранилась, об этом тоже указано на табличках-аннотациях. Видимо, не такая ценная вещь, как иные.

Кстати, указатели домов, улиц и переулков были придуманы археологами для ориентира в оргромном городе, их настоящие названия за редким исключением неизвестны.

Поэтому приходилось называть современными именами или приписывать названия по встреченным в доме именам людей, не обязательно даже хозяев. А то и вовсе по названиям артефактов: Дом Фавна и т п.

Продолжение следует.


promo sindzidaisya october 20, 2014 16:26 10
Buy for 20 tokens
Статуя, действительно, занесена в книгу рекордов Гиннеса, ее высота 100 метров, а с постаментом в форме лотоса - 120 метров. Это самая высокая статуя Будды в мире, построенная в 1995 году, и, кстати, она в два раза выше статуи Свободы в Нью-Йорке. Находится она в парке Аркадия города Усику (или…

  • 1
Спасибо , оччч интересно! А как туда поехать? Очень хочется. Можно ли пядом гдн то пожить пару дней?
Мы были в Турции в самостоятельном режиме.. ездили на машинке.
Турция - это территория древней Греции.
Развалины колизеев и проч прям из зарослей повсюду торчат!!!
Но поразило другое - все это можно по кирпичику увозить с собой. Туркам пофик.
В городе Фазелис, там правда вход платный, типа 2 евро, можно везде ходить и залазить в развалины.
Топтали рассыпающиеся мозаики в бывших термах: страшно смотреть !!!!

На машине доехать запросто, можно и на электричке из Неаполя. Совсем рядом.
Кроме того, в современных Помпеях есть много гостиниц, там как раз останавливаются туристы, которые хотят 1-2 дня побродить. Потому что лучше всего с утра, пока экскурсии не привезли, а потом приходит очень много народу. Эти отели на букинге и других сайтах. Город так и называется - Помпеи.

Отличный репортаж, очень интересный))

Мда, а ведь и правда, для состоятельных помпейцев эти мозаики и фрески были - как для нас плитка там, ламинат, обои...

Удивительно, что много богатых домов и вообще, жили там неплохо. Свободные граждане, конечно, не рабы. Судя по реконструкциям, дома были все богато украшены.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account